рефераты-и-сочинения.рф
      Огромная коллекция    рефератов,    сочинений,    кратких содержаний.
 
      Рефераты
      Сочинения
      Краткие содержания
     
      Хостинг
      Канцтовары
      Регистрация доменов




Сочинения > Список сочинений > Пастернак > Сочинение "«Когда строку диктует чувство...» (По лирике Б.Пастернака.)"


"«Когда строку диктует чувство...» (По лирике Б.Пастернака.)"


Страница: [ 1 ]  2  

Про название книги Бориса Пастернака «Сестра моя – жизнь» Марина Цветаева, подчеркивая исключительность Пастернака,
сказала, что так не говорят, так к жизни не обращаются.
Так обращался к жизни – к брату солнцу, сестрам птицам, брату собственному телу – средневековый монах Франциск
Ассизский. Пастернак знал об этом.
И в наше время мироощущение Пастернака имеет определенные аналогии.
Весь облик Пастернака – живое воплощение поэзии как удесятеренной восприимчивости, разряженной в ответном чувстве (в
стихах). «Милый Пастернак, - писала ему Цветаева, - Вы – явление природы. Бог задумал Вас дубом, а сделал
человеком, и в Вас ударяют все молнии (есть – такие дубы!)…»
Художник, поэт – живой орган, живой центр восприятий.
Итак, на первом месте – высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не превращение жизни в
жизнь поэта. По убеждению Пастернака, подлинному искусству следует всегда «быть в зрителях и глядеть всех чище,
восприимчивей и верней».
В понимании Пастернака искусство – явление нравственной жизни.
Достигнув высшей художественной зрелости, Пастернак объявляет единственной задачей искусства правду.
Многосторонняя восприимчивость Пастернака (оберегая его от эстетства) обострила в нем внимание к фактам искусства.
Музыка, поэзия, живопись были для него не вавилонским смешением языков, не разными языками, а единым языком искусства, в
котором все слова равно ему доступны и равно понятны.
Когда Пастернаку понадобилось дать «определение поэзии», он не нашел ничего другого как единым взглядом, и слухом, и
осязанием – невыборочно, подряд – охватить окружающее:
Это – круто налившийся свист,
Это – щелканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок.
Это – сладкий заглохший горох,
Это – слезы вселенной в лопатках,
Это – с пультов и флейт – Фигаро
Низвергается градом на грядку…
(«Определение поэзии»)
Уже в самом начале своего поэтического творчества, при всей тяге к «оригинальности поневоле», Пастернак, сочиняя стихи,
составившие книгу «Близнец в тучах», искал в поэзии прежде всего содержательности. В автобиографии он в полушутливой,
почти озорной форме сам выразил особенность своей поэтической работы того времени: «Я ничего не выражал, не отражал, не
отображал, не изображал».
Человек познает мир через собственную личность, страсть. Человек познает себя через неприложность общего хода вещей.
Врачующая неприложность мира – сколько раз писал о ней Пастернак:
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не вылечивал.
(«Январь 1919 года»)
Открытие мира у Пастернака всегда есть восстановление единства мира.
В «Охранной грамоте», вспоминая свои ранние годы, Пастернак подробно описал, как рождается поэзия из перебоев жизненных
рядов, из взаимодействия одних явлений и чувств – тех, которые забегают вперед, - с другими, которые отстают.
В самом начале поэтического пути, в 1912 году, он нашел для выражения своей эстетической позиции очень емкие слова:
И, как в неслыханную веру,
Я в эту ночь перехожу,
Где тополь обветшало-серый
Завесил лунную межу,
Где пруд как явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой,
Где сад висит постройкой свайной
И держит небо пред собой.
(«Как бронзовой золой жаровень…»).
Поэт в зрелые годы напишет:
Я понял жизни цель и чту
Ту цель, как цель, и эта цель –
Признать, что мне невмоготу
Мириться с тем, что есть апрель,
Что дни – кузнечные мехи
И что растекся полосой
От ели у ели, от ольхи
К ольхе, железный и косой,
И жидкий, и в снега дорог,
Как уголь в пальцы кузнеца,
С шипеньем впившийся поток
Зари без края и конца.
Что в берковец церковный зык,
Что взят звонарь в весовщики,
Что от капели, от слезы
И от поста болят виски.
Идея безусловного приятия мира, основополагающая у Пастернака, - не отвлеченно-умозрительного свойства.


Страница: [ 1 ]  2  


Сочинения > Список сочинений > Пастернак > Сочинение "«Когда строку диктует чувство...» (По лирике Б.Пастернака.)"
 

   2012, Copyright by Рефераты-и-Сочинения.РФ