рефераты-и-сочинения.рф
      Огромная коллекция    рефератов,    сочинений,    кратких содержаний.
 
      Рефераты
      Сочинения
      Краткие содержания
     
      Хостинг
      Канцтовары
      Регистрация доменов




Сочинения > Список сочинений > Чернышевский > Сочинения по произведению "" > Сочинение "Сопоставляя романы Н. Островского и Н. Чернышевского"


Чернышевский "" - сочинение "Сопоставляя романы Н. Островского и Н. Чернышевского"


Notice: Undefined variable: story_id in /home/refnnov/public_html/files/_script/kratkoe/mysoch_story_soch.php on line 35

Notice: Undefined variable: story_name_translit in /home/refnnov/public_html/files/_script/kratkoe/mysoch_story_soch_title.php on line 2

Notice: Undefined variable: story_name in /home/refnnov/public_html/files/_script/kratkoe/mysoch_story_soch_title.php on line 2

Notice: Undefined variable: story_name in /home/refnnov/public_html/files/_script/kratkoe/mysoch_story_soch_title.php on line 3

Notice: Undefined variable: story_name in /home/refnnov/public_html/files/_script/kratkoe/mysoch_story_soch_title.php on line 5

Notice: Undefined variable: story_name in /home/refnnov/public_html/files/_script/kratkoe/mysoch_story_soch_title.php on line 6
Страница: [ 1 ]  2  3  

Если же говорить о концепции личности в целом, развиваемой в романе «Как закалялась сталь», то, наверное, наиболее близкое литературное родство можно обнаружить с романом Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Сопоставляя романы Н. Островского и Н. Чернышевского, критика соотносила в кратком анализе образ Павла Корчагина прежде всего с образом Рахметова (например, в книге Н. Венгрова «Николай Островский», 1956). В этой аналогии чаще всего и видится основной путь изучения особенностей создания в русской литературе образа революционера. На наш взгляд, при всем глубоком смысле, сравнение этих двух образов романа «Что делать?» и «Как закалялась сталь» открывает более широкие возможности для историко-литературных сопоставлений.

Роман Н. Островского подтверждал, насколько был прозорлив и чуток прогноз Н. Г. Чернышевского. Писателю удалось обосновать и раскрыть теорию «разумного эгоизма» как такой способ общественного поведения людей, когда «наслаждение от сознанья человечности», понимание «правильно сделанного шага — сильнее и жизненнее, чем переносимая скорбь от неисполненного желанья» (М. Шагинян).

Если сопоставить образ мышления, стиль поведения, поиски личного счастья «новых людей» Н. Чернышевского и героев Н. Островского, то нельзя не увидеть многих точек соприкосновения в социально-нравственном содержании этих романов. Внутренняя жизнь героев этих книг строилась по очень сходным психологическим, нравственным координатам. В основе кодекса морали, который в процессе победного шествия революции осозна-вали герои Н. Островского и добивались воплощения его в жизнь, во многом повторялась, воссоздавалась норма нравственных критериев, которые вырабатывали герои Н. Чернышевского.

Развивая теорию «разумного эгоизма», они отстаивали такой принцип жизненого отношения, при котором общественное благо рассматривалось ими как личное благо. Это была та логика взаимоотношений между людьми, где «обязанность» выражала «влечение собственной натуры», а понятие достоинства, благородства в поведении личности открывало как бы неизвестную до тех пор природу этих форм человеческого поведения: оно раскрывало не только и даже не столько разумное начало, дисциплину эмоций, меру самостоятельности внутренней жизни личности, сколько самую сердцевину и глубину ее страстей, т.е. проявление самых сокровенных и мощных порывов человеческой натуры («…Какое высокое наслаждение — чувствовать поступающим как благородный человек…» — «Что делать?», гл. 4, ч. I; Лопухов считал, что, «каким бы ударам ни подвергался он, он будет счастлив сознанием своего человеческого достоинства»).

Достаточно припомнить, например, мотивы Лопухова и Веры Павловны, на основании которых они решались расстаться друг с другом: Лопухов принимает решение о разводе, видя «источник большой радости» в том, чтобы быть «уверенным в счастье» любимой женщины и быть «спокойным за ее судьбу». Вера Павловна приходит к такому же решению, не просто отстаивая свою независимость, но из готовности принять только на себя всю выпавшую ей судьбу и не считая возможным пользоваться поддержкой, помощью даже «доброй воли» «самого преданного» ей человека… самого уважаемого… человека, в «котором» она была «не менее уверена, чем в самой себе». Бесконечно, казалось бы, близкие друг другу люди сознательно расходились на такое расстояние, которое уже никогда не могло быть преодолено ими. Но расходились они ради того, чтобы дать полную независимость, чтобы уберечь от какого бы то ни было насилия самые неприкосновенные движения сердца друг друга.

Таким образом, собственные интимные влечения личности и проявление ею благородства, «сознание человечности» по отношению к интимным влечениям другого, близкого человека уравнивались в своих правах, в своей способности понять, облегчить жизнь другому. Врезультате менялось представление и о богатстве, и о так называемой ущербности личной жизни человека; в каком случае человек оказывался богаче в личной жизни — когда сам предавался увлечению или когда испытывал удовлетворение оттого, что умел быть бережным к переживаниям близкого? Эти основы теории «разумного эгоизма» многое проясняют в поступках и в судьбе героев Н.


Страница: [ 1 ]  2  3  


Сочинения > Список сочинений > Чернышевский > Сочинения по произведению "" > Сочинение "Сопоставляя романы Н. Островского и Н. Чернышевского"
 

   2012, Copyright by Рефераты-и-Сочинения.РФ