рефераты-и-сочинения.рф
      Огромная коллекция    рефератов,    сочинений,    кратких содержаний.
 
      Рефераты
      Сочинения
      Краткие содержания
     
      Хостинг
      Канцтовары
      Регистрация доменов




Сочинения > Список сочинений > Чернышевский > Сочинение "МЕСТО И РОЛЬ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКА"


"МЕСТО И РОЛЬ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКА"


Страница: [ 1 ]  2  

В эпоху, когда жил и творил Чернышевский, изменился харак­тер и тип русской интеллигенции, ибо изменился ее социальный со­став. Если в 40-е годы она состояла в основном из дворян, то в 60-е она стала разночинной. Феномен общественного мнения - дости жение 60-х годов, его еще не было в 40-е - время свободно мысля­щих одиночек, объединявшихся в небольшие кружки. Разночинцы сыграли в российском обществе роль закваски, вызвав могучее бро­жение, которое в конце концов привело к революции. Большинство разночинцев с детства знали, что такое унижения, голод и нужда. Некрасов с сочувствием изобразил быт студента и разночинцев:

Питаясь чуть не жестию,
Я часто ощущал Такую индижестию,
Что умереть желал.
А тут ходьба далекая...
Я по ночам зубрил;
Каморка невысокая,
Я в ней курил, курил...

Интересно отметить, что немало интеллигентов этого нового по­коления вышло из духовного сословия. Сыновья священников, бывшие семинаристы Чернышевский и Добролюбов стали нигилис­тами и глашатаями революционных идей.

Чернышевский был не только идейным вождем разночинной интеллигенции, он сделал неоценимый вклад в нравственный капи­тал эпохи. Современники единодушно отмечают высокие нравст­венные качества этого “нигилиста” и “утилитариста”. Он с герои­ческим смирением вынес каторгу и ссылку. Этот апологет практи­ческой пользы и популяризатор теории “разумного эгоизма” гово­рил: я борюсь за свободу, но я не хочу свободы для себя, чтобы не подумали, будто я борюсь из корыстных целей.

Круг интересов Чернышевского был чрезвычайно широк: он изучал философию, естественные науки, политическую экономию, историю, знал европейские языки. Однако культурный уровень

Чернышевского, как и у большинства разночинцев, был гораздо ниже уровня культуры и образования идеалистов 40-х годов. Тако­вы во все времена неизбежные издержки процесса демократизации! Однако единомышленники Чернышевского прощали ему и отсутст­вие литературного таланта, и скверный язык его публицистических и философских статей, ибо не это было главным. Его мысль, обле­ченная в тяжеловесную и малоизящную форму, заставляла заду­маться лучшие умы не только в России, но и в просвещенной Евро­пе. Маркс специально занялся русским языком, чтобы прочесть ра­боты Чернышевского по экономике.

Несмотря на идейную преемственность, поколение разночинцев резко отличалось от предыдущих вольнодумцев из дворян. Порой между ними пролегала непроходимая пропасть, которую разночин­цы сами же углубляли. Это хорошо видно, если сравнить Черны­шевского и Герцена. Хотя их связывало общее дело и самое искрен­нее дружеское расположение, они никогда не могли быть полнос­тью единодушны. Чернышевский писал о Герцене: “Какой умница! И как отстал! Ведь он до сих пор думает, что он продолжает остро­умничать в московских салонах и препираться с Хомяком. А время теперь идет со страшной быстротой Присмотреться - у него все еще внутри московский барин сидит”. Для “реалиста” Черны­шевского Герцен так и остался прекраснодушным “идеалистом”...

Разночинцы 60-х годов не признавали свободной творческой игры избыточных сил, их “реализм” был беден, их сознание было предельно сужено и сосредоточено на том, что представлялось им главным. Их характерной чертой становится аскетизм, унаследо­ванный всеми следующими поколениями революционеров. Борцы за всеобщее счастье, которые вдохновлялись идеями Чернышевско­го, были безбожниками и при этом аскетами, они сознательно отказывались от надежд на потустороннюю жизнь, а при этом в земной жизни выбирали лишения, тюрьмы, преследования и смерть. В глазах радикально настроенной молодежи эти люди выгодно отли­чались от тех лицемерных христиан, которые прочно держались за земные блага и смиренно рассчитывали на вознаграждение в буду­щей жизни. Чернышевский отнюдь не был лишь рупором их идей, который из тихого уютного кабинета вдохновлял их на жертвенный подвиг, он был одним из них.


Страница: [ 1 ]  2  


Сочинения > Список сочинений > Чернышевский > Сочинение "МЕСТО И РОЛЬ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ ДВИЖЕНИИ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКА"
 

   2012, Copyright by Рефераты-и-Сочинения.РФ